14.08.2017 | №3553

Надежда Бабкина: “Цензура — это внутренний нравственный закон”

Автор: Марина ЯБЛОНСКАЯ
Фото: Дмитрий ШАБАЛИН

Социально-культурный проект “Енисейский экспресс” в этом году впервые соединился с другим событием — Всероссийским фестивалем-марафоном “Песни России”. Его автором и художественным руководителем является народная артистка России Надежда Бабкина. Надежда Георгиевна вместе со своим коллективом “Русская песня”, дав концерт в Красноярске, отправилась в турне по краю. Перед гастролями Надежда Бабкина рассказала журналистам, как возникла идея песенного марафона и в чём секрет успеха и долголетия её ансамбля.

Генетическая память

— Мы поедем туда, где удобства во дворе. И ничего в этом страшного нет. В хилтонах и шератонах ещё побываем, надо съездить и туда, где обычные люди живут. Они нас ждут. Сибирь — это центр страны, одна из самых больших территорий, где находятся стратегические запасы планеты. Мы — россияне, со своим природным богатством и особым самосознанием — кость в горле для всего мира. “А не пустить ли какую-то смуту, чтобы без единого выстрела взять эту уникальную территорию?” — думают за границей. Как? Разрушив культуру, используя в качестве оружия влияния на умы средства массовой информации, Интернет. Это очень важно, что мы приехали сюда, в Сибирь. Не надо рассматривать наши концерты просто как развлечение, это глубже и шире. Самобытная культура, ремёсла, духовное наследие народов, населяющих страну, — основа нашей государственности. Мы все разные, но живём на одной территории, которая называется матушка Россия.

Свой дом надо любить, украшать, чистить время от времени, заботиться о своих традициях… Никто за нас это не сделает. Я убеждена, что традиции могут жить вечно, потому что генетическая память, корневая система народа очень сильна. Когда в регионах проходят фестивали, как у вас в Красноярске, связанные с малыми, коренными народами, — это замечательно. Но такие мероприятия не только для того, чтобы повеселить свою душу, — ещё и воспитательный и образовательный процесс. На этом нужно строить своё будущее, воспитывать детей. В этом есть преемственность. Да, на дворе XXI век, другие ритмы, что совсем не мешает поддерживать и развивать традиции.

Культура всегда была первична по отношению ко всем процессам в обществе. При низком уровне культуры экономика не может развиваться. Нужно втягивать людей в культурные процессы, развивать в них творческое начало. Нет никакой необходимости, чтобы каждый становился артистом или художником, талантливые, умеющие нестандартно мыслить, свободные люди нужны по всех областях.

В одной упряжке

Судьба территории зависит от людей, которые её населяют. В Красноярске удивительная атмосфера — горы, река сумасшедшая, дома, словно на магните прилипли к земле

— В прошлом году ансамблю “Русская песня” исполнилось сорок лет. Создавался коллектив как бы шутя в студенческие годы, и посмотрите, во что это вылилось — в государственное событие. Я решила, что нужно сделать что-нибудь полезное для страны, а не только заниматься собственным творчеством. Так родился фестиваль-марафон “Песни России”. Меня поддержали и в Министерстве культуры. То, чем мы занимаемся, называется “идеология”. И не надо бояться этого слова: без идеи ты ничего не сотворишь, не придумаешь, никакого развития не будет. Фестиваль выполняет самые разнообразные функции, но его главные задачи — сохранить песни Родины и приумножить духовное наследие наших народов. В одиночку ничего нельзя сделать. Счастлива, что я — не один в поле воин, что со мной многие встали в упряжку. В каждом регионе — свои традиции и особенности, в Сибири особая колористика — от русской песни до горлового пения. Понимаешь: научиться этому по большому счёту нельзя. Чтобы так петь, нужно здесь родиться. Именно на земле родятся обычаи. И пока жива обрядовость, существуют традиции.

Нужно поддерживать самодеятельность: и маленьких деток, и бабушек, национальные коллективы. Самодеятельностью питается профессиональное искусство. Это связка даёт потрясающий результат. “Песни России” существуют, чтобы объединять людей — чтобы не было агрессии, чтобы знали, какой земли мы уроженцы, какие у нас корни, как воспитывать детей.

Судьба территории зависит от людей, которые её населяют. В Красноярске удивительная атмосфера — горы, река сумасшедшая, дома, словно на магните прилипли к земле…

Мне пошлость не близка

— В России нет никакой цензуры. И не нужно мутить воду в аквариуме и что-то придумывать. Цензура внутри художника, который несёт ответственность за свои деяния. В нашей стране демократия — только не все понимают смысла свободы. Почему-то за свободу принимают вседозволенность, когда внутренний нравственный закон перестаёт работать. Я не ханжа и могу много чего себе позволить, но зачем напоказ это выставлять?! А сегодня, увы, тенденция такова: то, что люди раньше прятали от стыда, сейчас вываливается на всеобщее обозрение, выдаётся за ценность, уникальность. А чем удивлять-то: голым телом, тем, что язык высунул и побежал?.. У нас все плохо с нравственностью, и не только в искусстве, но и в политике, экономике. Всё станет на свои места, только когда наша культура и традиции будут в приоритете.

“Русская песня” сейчас работает над удивительным спектаклем “Яма” по Куприну. Ставит его режиссёр из Норильского театра драмы Анна Бабанова. Спектакль на актуальную тему — о безнравственности общества, но в основе спектакля — наше пение и русская песня.

Мы не скрываем свои секреты мастерства. Проводим по всей России мастер-классы, рассказываем, на чём построен наш успех. Сейчас я про это всё знаю. С первого дня своего существования и по сей день “Русская песня” экспериментирует, мы в постоянном поиске нового прочтения произведения, выразительных средств... Но главный секрет успеха заключается в следующем — нужно понимать, что нет предела мастерства, и чтобы его совершенствовать, надо вкалывать.

В тему

Проект “Енисейский экспресс” стартовал в Красноярском крае в 2010 году. В рамках “Енисейского экспресса” жители разных городов и сёл региона могут получить консультации специалистов по вопросам развития культуры, образования, здравоохранения, сельского хозяйства, спорта, молодёжной политики. Популярной частью “Енисейского экспресса” традиционно становятся концерты с участием известных творческих коллективов и исполнителей со всего края.

Досье

Надежда Бабкина — советская и российская народная и эстрадная певица, исследователь народной песни, педагог. Родилась 19 марта 1950 года в селе Чёрный Яр Астраханской области. С раннего детства пела. В 1967 году Надежда Бабкина поступила в Астраханское музыкальное училище. Спустя два года начала работать солисткой-вокалисткой при областном управлении кинофикации и кинопроката в Астрахани. В 1971 году сдала экзамены и поступила на дирижёрско-хоровой факультет Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Окончила его по двум специальностям: дирижирование народным хором и сольное народное пение. В 1975 году в стенах вуза был образован первый состав ансамбля “Русская песня”, в котором было шесть девушек. Первым заметным успехом стало выступление в Сочи на Всероссийском конкурсе советской песни в 1976 году. Коллективом выполнено более ста обработок русских народных песен, создано большое количество тематических концертных программ, спектаклей, народных действ.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Комментарии
Loading...
вчера 20:07

17 ноября