30.10.2017 | №3583

Принцип творческой диффузии

Автор: Светлана ЮРЬЕВА

Тема этого материала — о защищённости актёров отдельно взятого театра — всплыла довольно неожиданно. Заслуженный артист России, профессор Красноярского государственного института искусств Владислав Жуковский, перебирая архивные бумаги, наткнулся на собственную фотографию в старом журнале...

Это оказался уважаемый журнал “Современная драматургия” за 1989 год. Тогда издание опубликовало на своих страницах тревожное письмо актёра Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина, который был делегатом I учредительного съезда СТД СССР, слышал там и критические речи, и взаимные претензии. Автор был “удивлён тем, что воинствующе-невежественная позиция — “актёры во всём виноваты” — до сих пор живуча и гуляет по свету, отравляя и без того душную атмосферу в наших театрах”.

Владислава Жуковского в том далёком году всерьёз беспокоила ситуация, когда театральное развитие пытались подменить договорной системой, стремились “извести художественный совет с его и без того хилым правом на совещательный голос”.

Вспомним, что 1989 год — самый разгар перестройки. Массовый развал всего, что только можно было развалить. Театр не стал исключением. Крайними же в храмах искусства оказались актёры. Живущие в общежитиях, коммуналках, плохоньких квартирках, где и роль-то поучить негде. Вынужденные хвататься за любую подработку, чтобы прокормить семью. Какой уж тут творческий поиск?

Владислав Жуковский в своём письме утверждает: “Нельзя от голодной коровы требовать молока”. Самое же главное, призывает всех — драматургов, режиссёров, актёров — понять: то, что происходит в театре, это общие беды. “Так не будем обвинять друг друга в отсутствии дарования. Согласимся, что все мы талантливы и без амбиций начнём работать, пока ещё не поздно”.

Ситуация была очень серьёзная. Дошло до того, что театры хотели сделать антрепризными, а не репертуарными. Так что письмо красноярского актёра оказалось очень своевременным и, можно сказать, стало началом снежного кома в защиту театрального искусства.

Прошло почти 30 лет. Что изменилось? Заглянем за кулисы Красноярского драмтеатра имени А. С. Пушкина. Прежде всего, здесь есть профсоюз (к слову, лучший в отрасли), лидером которого и является Владислав Жуковский. А значит, есть трудовой контракт, коллективный договор и так далее. Здесь стараются соблюсти принцип социальной справедливости, разумного компромисса. Здесь существует понятие творческой диффузии, то есть уважительного перехода из профессии режиссёра в профессию актёра и наоборот. И художественный совет здесь — не просто словосочетание, а вполне действенная структура.

Владислав Яковлевич рассказывает: когда в театр приезжают приглашённые режиссёры, иногда случаются непонимания. Мол, какой такой профсоюз? Какие такие особенные права? А лидер профсоюза, между прочим, ставит свою подпись на репертуарном листе.

Артисты защищены. Нуждающимся театр снимает квартиры. На Новый год, 23 Февраля, 8 Марта все непременно получают хорошие подарки. Не остаются без внимания ветераны. Коллектив и руководство понимают друг друга, это главное. “Вот такие в конкретном театре завоевания, — говорит Владислав Жуковский. — Появлялись они постепенно, через большой труд. Образно говоря, если окно не помыть, будет темно. Или так: дорогу осилит идущий. Пределов же совершенству нет”.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Комментарии
Loading...
вчера 23:00