07.05.2014 | №2968

Седой след от пули

Автор: Марина ЯБЛОНСКАЯ

Студенты Красноярского художественного училища побаивались своего педагога - Евгения Степановича Кобытева. Он преподавал будущим художникам теорию композиции, был очень строгим, считалась, что его похвала равноценна диплому об окончании. Старшекурсники, которые уже хорошо изучили характер учителя, подсказали новичкам: «Хотите избежать двоек на занятии, спросите, что за белое пятно у него затылке». У Евгения Степановича сзади была седина, но очень странной формы - в виде кружка, а все остальные волосы были неседые. Первокурсники не преминули воспользоваться советом. В ответ на свой вопрос студенты услышали историю - страшную, пронзительную.

В 1941 году вчерашний студент Киевского художественного института, как и многие его сверстники, отправился добровольцем на фронт. Но вскоре попал в плен. Конвоиры пленников торопили, гнали бегом к месту заключения - в Хорол. Тех, кто запинался о трупы товарищей, падал, отставал, фашисты пристреливали. Евгений Кобытев был ранен в ногу, в его сапоге хлюпала кровь, он постоянно оступался, с трудом поспевал за колонной… И всё время ждал, что его пристрелят, затылком чувствовал пулю, которая могла настигнуть в любой момент. Но товарищи не бросили его, буквально на руках донесли до Хорола. Там и заметили, что сзади на голове у Евгения Степановича появилось странное седое пятно - словно след от пули.

Он стал узником концлагеря «Хорольская яма». Это была огромная сырая яма, выработанная кирпичным заводом. Под открытым небом томилось свыше шестидесяти тысяч советских людей. Только с 22 сентября 1941-го по 1 мая 1942 года по немецкой статистике в лагере погибло более 37 тысяч человек. Точных данных о количестве погибших в «Хорольской яме» нет, но считается, что в этом украинском городе навсегда остались 91 тысяча узников.

Как ни пафосно это звучит, но выжить в аду Кобытеву помогло искусство, его профессия. У него чудом сохранилась записная книжка, где он делал наброски того, что видел в концлагере. Несмотря на то, что тщательно прятал своё сокровище, в которой не только рисовал, но и записывал темы будущих работ, однажды фашисты всё-таки обнаружили её. Но - о чудо! - они не отобрали книжку, а, узнав, что Евгений Степанович художник, стали заставлять рисовать свои портреты. Профессия стала чем-то наподобие охранной грамоты для пленника. Потом, уже после войны, он шутя говорил, что немало его работ находится в Германии. Возможно, какие-то из портретов до сих пор хранятся в семейных архивах родственников гитлеровцев.

После смерти художника в 1973 году его вдова передала самые значительные работы из серий «До последнего дыхания» и «Люди, будьте бдительны!» в Киевский музей истории Великой Отечественной войны вместе с его военными наградами. Помнят Евгения Степановича и в Хороле, где создан мемориальный музей. Часть творческого наследия художника находится на в фондах красноярских музеев. Выставляются на широкую публику эти работы нечасто - обычно их включают в экспозиции к 9 Мая. Но в городе есть одно удивительное место, где к творчеству Евгения Кобытева относятся очень трепетно. В школе № 69 создана специальная экспозиция, посвящённая судьбе художника. Здесь есть репродукции его работ, копии тех самых заветных листочков из записной книжки, прошедшей лагерь, документы и фотографии.

- Посетителей музея всегда поражают два снимка, переданные нам дочерью художника Верой Евгеньевной, - рассказывает руководитель проекта, учитель истории и обществознания СОШ № 69 Татьяна Ваганова. (Татьяна Владимировна также является руководителем школьного музея Андрея Поздеева.) - На одной рукой художника написано: «Таким Е. Кобытев ушёл на фронт в 1941 году». На второй: «1945 год. Таким он вернулся».

На первой фотографии лицо молодого человека, готового вступить в счастливую жизнь. Второй снимок - свидетельство того, что с молодым человеком сделала война. Прошло всего лишь четыре года, а на ней старик. Осунувшееся худое лицо, глубокие морщины и глаза совершенно другого человека - человека, который видел все ужасы ада.

Из ада, надо сказать, он сбежал, пользуясь послаблением со стороны лагерного начальства, в 1943 году. И отправился на фронт. Войну Евгений Степанович окончил в Дрездене, в звании старшего сержанта. Награждён орденом Красной Звезды и медалью за Победу над Германией, приказом за подписью Сталина «За отличные боевые действия по освобождению города Черкассы» ему объявлена благодарность»… После войны преподавал в Красноярском художественном училище имени В. И. Сурикова, был главным художником города. Одна из работ Кобытева известна всем красноярцам - он автор панно на фасаде бывшего кинотеатра «Родина». Мозаику создавал вместе со своими учениками, которые собирали енисейские речные камушки для будущего шедевра.

Но страшные воспоминания о войне и концлагере никогда не оставляли Евгения Кобытева. Он считал своим долгом рассказать потомкам об ужасах, которые видел и прошёл. Чтобы такое никогда не повторилось. В 1959 году была создана серия «До последнего дыхания» - о товариществе, мужестве, стойкости советских людей, оказавшихся в плену. Позднее художник создал вторую графическую серию - «Люди, будьте бдительны!», в которой запечатлел фашистов, зверствовавших в концлагере «Хорольская яма». В основу работ положены зарисовки и наброски, сделанные ещё в лагере. Закончив вторую серию, Кобытев вновь возвратился к темам первой, но уже в новых работах. Наравне с листами о мужестве и стойкости («Непокоренный», «Ненависть», «Перед лицом смерти», «Реквием», «Да, я коммунист») стали появляться и другие - «Ой, повий, повий», «Выстоим», «Я вернусь ещё к тебе, Россия». Часть работ художника помещены в его книге «Хорольская яма».

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
День Победы

Другие материалы по теме

вчера 23:00