16.04.2009 | №1955

Одна любовь

Автор: Марина ЯБЛОНСКАЯ

Одна любовь Музейщик — это человек не от мира сего, уверена главный хранитель фондов музея-усадьбы Василия Ивановича Сурикова Нина Скалиш. Многие девочки в детстве хотят стать актрисами, а Нина Ярославовна со школьной скамьи мечтала работать в музее. И только там.

— Для меня само слово “музей” было наполнено магией, — говорит Нина Скалиш.

А причиной этого детского увлечения стала соседка по дому, точнее, ее рассказы и книги об искусстве, которыми она делилась с девочкой.

— Помню большую книгу про Эрмитаж, — вспоминает Нина Ярославовна. — Я в нее просто влюбилась, листать и рассматривать картинки могла до бесконечности.

Со временем случайный интерес перерос в зрелое чувство, и повзрослевшая Нина стала сама искать издания про искусство, и когда позволяли средства, покупала их для домашней библиотеки.

После школы Нина, не поступив с первого раза в высшее учебное заведение, пошла работать лаборанткой на кафедру философии в университет. На счастье Нины одна из сотрудниц вуза делала в то время опросы по культурным заведениям краевого центра. Она и рассказала директору музея-усадьбы Людмиле Гриченко о чудной девочке на университетской кафедре, которая больше всего на свете мечтает работать в музее.

— Судьба оказалась благосклонна ко мне, в музее оказалась свободная ставка, на которую меня и приняли, — вспоминает Нина Яро-славовна. — Мне было двадцать — с тех я здесь и служу. Уже больше тридцати лет прошло. В моей судьбе все совпало. Я — человек камерный, наверное, поэтому очень легко вошла в мир музея-усадьбы Василия Ивановича Сурикова. Мне очень уютно в этом доме, построенном почти двести лет назад — в 1830 году. Возможно, я даже не смогла бы работать в каком-то масштабном музее или галерее. Мне нравится, что здесь все по-домашнему, свой дворик, усадьба.

В 1980 году Нину Скалиш назначили на почетную и ответственную должность — главный хранитель музея.

— Мой рабочий день строится следующим образом. Утром я прихожу, открываю музей и проверяю, все ли на месте, принимаю хозяйство от сторожа. Вечером ему же под роспись все сдаю. В течение дня, особенно когда много экскурсий, несколько раз проверяю сохранность объектов. Занимаюсь я и профилактикой — просушкой тканей, чисткой изделий из металла, консервацией акварельных работ...

Но хранитель — это, как может показаться, вовсе не Кощей Бессмертный, который над златом чахнет, а в первую очередь, научный сотрудник музея. И иногда экскурсовод. Хотя, признается Нина Ярославна, в суриковской усадьбе фонды не очень обширны, но, тем не менее, не все в них изучено досконально, ведь коллекция постоянно пополняется. Даже в маленьком музее можно найти уникальные экспонаты, узнать много историй и преданий. В доме-музее сегодня более ста работ великого художника, есть личные вещи живописца и его родственников. Немалую роль играет и научно-вспомогательный фонд — мебель, предметы быта того времени, когда жил и творил Суриков.

В свое время Нина Скалиш устанавливала контакты с потомками сибирского художника — Михалковыми-Кончаловскими. Дары дочерей и внуков Сурикова существенно пополнили коллекцию красноярского музея. Так, например, в исторической усадьбе хранится паспорт Василия Ивановича. Это уникальный случай: по правилам этот документ, удостоверяющий личность, после смерти человека изымается. Но благодаря дочерям он остался в музее. 150-летний юбилей Сурикова привлек особое внимание семьи Михалковых, и некоторое время правнук великого художника режиссер Никита Сергеевич помогал музею. На его средства были куплены хорошие багетные рамы для картин и газонокосилка, которой сотрудники музея пользуются до сих пор. Суриковская усадьба огромная, и вручную наводить порядок на участке не так-то просто. Так что музейщики вспоминают Никиту Сергеевича добрым словом.

По инициативе Нины Скалиш и ее непосредственном участии в восстановленной конюшне на усадьбе для практических занятий учащихся художественной школы им. В. И. Сурикова была создана камерная бытовая экспозиция “Открытые фонды”, действующая и по сегодняшний день. Участвовала она и в реставрационных работах, была консультантом художественных программ, посвященных творчеству художника, для центрального телевидения. Как главный хранитель фондов участвовала в экспедициях по сбору этнографии для фондов музея. В общем, всего, что сделала доброго и полезного для музея и города Нина Скалиш за годы своей работы, не перечислишь. В этом году Нина Ярославовна за ее заслуги и большой вклад в развитие культурной жизни краевого центра была удостоена награды — ее признали лучшим музейным работником Красноярска.

На мой вопрос, как возможно проработать практически всю жизнь на одном месте, Нина Ярославовна улыбается: “Наверное, я однолюб по натуре. У кого-то бывает много любовей, а мне судьба послала одну. Пришла, увидела свой музей и полюбила. Раз и навсегда”.


Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Комментарии
Loading...
вчера 23:00