02.02.2012 | №2514

За партой последней сижу одиноко

Автор: Ольга БАЧИНА
Фото: Борис БАРМИН

Как правильно рассадить детей в классе

“У меня сын уже который год сидит один за последней партой. При этом ещё и плохо учится. На мою просьбу пересадить ребёнка ближе классный руководитель разводит руками: “Увы, у меня половина учащихся со слабым зрением, им положено сидеть впереди по медицинским показателям. А у вашего сына таких проблем нет, к тому же он самый высокий в классе”, — рассказывает Елена, мама третьеклассника.

Вопросом, как же рассадить детей в классе, чтобы работа на уроке была эффективной, педагоги задаются каждый учебный год и каждую четверть. В первую очередь учитель, конечно же, опирается на рекомендации врачей.

— Высоких детей с плохим зрением сажаю на крайние ряды и крайние колонки (если нет строгого показания к среднему ряду), — рассказывает Анастасия Кузнецова, классный руководитель учащихся восьмого класса. — Если ребёнок плохо видит, при этом очень высокий, а сидеть может только на среднем ряду, то, конечно, садится на средний ряд за 1—2 парту, но тогда на остальные места в ряду сажаю тоже высоких детей. По слуху рекомендации у детей — не дальше второй парты. Сколиоз — более строгие рамки. Только определённая парта определённого ряда. Таких детей пересаживать практически нельзя без разрешения медика. Тех детей, у кого нет ограничений, пересаживаю регулярно — для зрения и осанки полезно.

На вопрос, за какой партой сидят обычно так называемые плохиши, Анастасия Николаевна честно призналась: “За последней”.

— А что делать, — восклицает педагог. — У меня 25 человек в классе, и 45 минут, чтобы раскрыть тему урока, донести до большинства учащихся знания. Почему ребятишки, которые стремятся учиться хорошо, должны страдать из-за непоседы Пети Иванова, только и мечтающего, чтобы быстрее прозвенел звонок на перемену. Вот и сажу его за последнюю парту: сам не учится, так хотя бы и другим не мешает.

Между тем у “психологии” последней парты есть свои особенности. По словам психолога Анны Львовой, на последней парте ребёнку часто кажется, что он менее заметен учителю, в меньшей степени вовлечён в учебный процесс. Происходящее у доски кажется далёким и не имеющим отношения к самому школьнику. С последней парты бывает трудно удерживать фокус внимания на доске, тем более что гораздо ближе появляются значительно более привлекательные объекты.

— Вот Ваня с третьей парты прицепил Ане со второй на спину записку “Иго-го!”, — приводит примеры Анна Львова. — А вот Лена с ряда у окна достала конфетку! Другими словами, между ребёнком с последней парты и доской значительно больше отвлекающих объектов, чем между доской и тем, кто сидит за первой партой. Следовательно, учебная мотивация ученика за последней партой, чтобы его успеваемость была на должном уровне, должна быть в разы выше, чем у “приближенных” к доске одноклассников.

При этом многое зависит в первую очередь от самого педагога. Например, очень показательна работа класса, когда учитель ходит по рядам. Дети обычно с усиленным рвением начинают работать, когда педагог приближается к ним, а уж если останавливается...

В методике преподавания есть приём мотивации и включения ребёнка в учебный процесс путём объяснения нового материала от его парты. Учитель может просто стоять рядом с партой либо обозначить в ещё большей степени своё присутствие, положив руку на парту. Включённость же ребёнка в объяснение нового материала может стать запредельной, если педагог апеллирует к нему как к эксперту.

— Другой вопрос, что до последней парты учитель часто не доходит, материал объясняет, обращаясь к ученикам первых парт, — сетует Анна Львова. — Вспомните школьное детство и быстро без раздумий ответьте на вопрос: кто сидит за первой партой? Ответ: отличник, учительский любимчик. Обычно педагогу начальной школы школьные психологи рекомендуют ротацию детей в классе. В первом классе это могут быть и еженедельные пересадки, затем более редкие, например, раз в четверть. Тогда каждый ребёнок посидит за каждой партой, и у учителя не возникает застывшей картинки класса.

Психологи предупреждают: при рассаживании детей нужно учитывать их темперамент. Типичная ошибка — сажать гиперактивного ребёнка за первую парту, перед учителем. Он становится развлечением для всего класса, а с годами — главным клоуном, если примет эту социальную роль. Гиперактивных детей лучше сажать буквой “Г”: это 2-й вариант третьего ряда и последние парты.

В последнее время всё больше и больше психологов выступают против ротации учащихся. Объясняется такая точка зрения тем, что в психологии есть понятия “ведущие ухо” (кто-то прикладывает трубку телефона к правому уху, а кто-то к левому), “ведущий глаз” (правый, левый). Представьте себе, как некомфортно слушать учительницу ребёнку с ведущим правым ухом, сидящему на третьем ряду. Таким образом, оптимальный вариант рассаживания детей в классе — позволить детям спонтанно, интуитивно рассаживаться на своих местах. Но результат при этом может оказаться не самым лучшим. Поэтому, чтобы выявить “ведущие ухо и глаз”, учитель может провести специальный тест.

— Конечно, в любом случае рассадить детей идеально не получится, — говорит психолог. — Где-то почти все учащиеся могут оказаться “правоухими”, где-то надо учесть детей, которым по здоровью положены первые парты. И пусть не все после рассадки вдруг сразу станут отличниками, но если ребята смогут легче усваивать материал, значит, работа была проведена не зря.

А что думают о том, где лучшие места в классе, сами дети? Размышления шестиклассника Никиты могут заставить взрослых задуматься: “Самое удобное место в классе — средний ряд третья парта. Всегда есть возможность попросить помощи: у сидящих впереди, сзади и с двух краёв. Самым некомфортным всегда считалось место на первой парте рядом с учительским столом, но поскольку сейчас почти у всех учителей нетбуки, и они сидят, уткнувшись в монитор, то и на первой парте теперь можно сидеть с комфортом. На последней парте теперь сидеть непрестижно, поскольку остальные одноклассники считают тебя в таком случае самым тупым в классе”.

 

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Комментарии
Дороти 02.02.2012 (20:17)

А я любила сидеть на первой парте в среднем ряду. Сейчас задумываюсь, почему? Просто там мне было удобно и хорошо! Думаю, что дети, действительно, должны сами выбирать удобное для себя место!

А вот 02.02.2012 (23:35)

Во многих школах дети переезжают с парты на парту: по цепочке. Это и для зрения полезно - сегодня с одной стороны смотришь на доску, завтра с другой.

ученик 03.02.2012 (21:30)

Почему я должен сидеть по указке - а если я этого человека просто не переношу!?

Человечек 26.09.2016 (05:46)

Будучи человеком, который первую половину школьной жизни просидел на первых партах, а второю половину на последних (досиживаю)), могу с уверенностью сказать, что для меня наилучшим местом в классе была и есть именно последняя парта, совершенно неважно какого ряда, просто последняя парта. Странно, но становится намного проще понимать материал, когда учитель, кажется, совсем тебя не замечает. Вот именно, что кажется, лишь кажется. Ведь всяческий раз отвечая у доски и побывав раз учителем, я заметила, что если на ряду нет высоких учеников, то последняя парта видна лучше всего, а первую, наоборот, не замечаешь. К тому же сидеть в тылу класса морально легче, нет этой напряженной атмосферы, меньше возможность вызова к доске. А что касается успеваемости, она ничуть не снизилась. На мой взляд, расположение ученика в классе абсолютно не влиет на то, как он учится, ведь если ему это нужно, если человек хочет грызть гранит науки, то где бы он ни сидел, он будет это делать. Здесь ведь все упирается в желание человека, его цели.

09:32

вчера 22:55

Как работает сетевой бизнес?

Читайте 06.12.2016 в газете "Городские новости"

Где купить газету «Городские новости»