Актуально

Какие места в Красноярске связаны с освоением космоса

12 апреля исполнилось 60 лет первому полету человека в космос.

Какие места в Красноярске связаны с освоением космоса

День космонавтики не принято отмечать столь же масштабно, как, например, Новый год или 8 Марта. Тем не менее этот праздник уже много десятилетий остаётся одним из самых любимых и почитаемых россиянами. 12 апреля 1961 года — особая дата, о которой помнят люди старшего возраста. Для поколения школьников 60—70-х годов космонавты были настоящими героями, многие ребята мечтали по их примеру отправиться в далёкие путешествия.

Где же сейчас в нашем городе мы можем больше узнать о планетах, звёздах и тайнах Вселенной? Журналисты “Городских новостей” побывали в местах, которые в Красноярске так или иначе связаны с изучением и освоением космоса.

Что едят в невесомости?

“Смелые, сильные, дружные”, — второклассники хором перечисляют качества, которыми, по их мнению, должны обладать космонавты. На вопрос, хотели бы они отправиться в путешествие к звёздам, все ребятишки кричат радостное “Да!”. Как и шестьдесят лет назад, современные школьники мечтают о полётах на Луну и покорении Марса.

Весной в красноярском музее космонавтики традиционно увеличивается количество экскурсий. В учебно-демонстрационном центре СибГУ имени М. Ф. Решетнёва установлены образцы ракетно-космической техники. Экспонаты интересны и малышам, и взрослым, поэтому посетители здесь разного возраста. Детсадовцы с интересом слушают о быте космонавтов и с восхищением смотрят на технику. Студенты получают представление о том, сколько уже сделано для науки и что ещё предстоит. Старшее поколение вспоминает о масштабах и темпах покорения космоса в СССР.

Некоторые экспонаты музейной коллекции использовались в учебном процессе, часть предоставили завод “Красмаш”, воинские части, лётчики-космонавты.

Кто был первым человеком, отправившимся в космос? Большинство школьников знают о Юрии Гагарине. Чем знаменита Валентина Терешкова? Она отправилась в космос вторая, предполагают дети.

Мало известны ребятам, как и взрослым, имена современных космонавтов. Как раз с галереи их портретов начинается знакомство с музеем. Это космонавты, в разное время побывавшие с визитом в Красноярске и в университете. Глядя на карту действующих космодромов мира, кто-то из ребятишек удивляется, что их так мало на планете. Видимо, перепутал с аэропортами. Но, быть может, когда разовьётся космический туризм, мест, откуда люди будут отправляться на Луну и на Марс, станет больше. То, что сегодня всё ещё кажется фантастикой, через десятилетия имеет шанс стать реальностью. Но при условии, что у сегодняшних детей будет высокий интерес к науке и технике, отмечают специалисты.

К экскурсоводу Сергею Луцевичу у ребятишек масса вопросов: как тренируются перед полётом космонавты, из чего состоит скафандр, как переносится невесомость и как лётчики заново учатся ходить по земле. Всегда с интересом школьники рассматривают витрины со спецпитанием. Первое, второе, перекусы, сладости — как выяснилось, многие домашние блюда можно упаковать для полёта в космос. Так, дети узнают, зачем хлеб изготавливают крошечными порциями, почему сейчас удобнее мясо и гарниры делать сублимированными, а не в тюбиках и как рассчитывается меню на день. Школьники пытаются представить, как это — когда завтракать приходится из посуды, примагниченной к столу, да ещё использовать приборы, закреплённые скотчем.

— Для каждого возраста детей свои акценты, — поясняет экскурсовод. — Малышам интересен прежде всего быт космонавтов, подготовка к полётам, детям постарше — технологии.

Второй зал музея, где располагаются образцы техники, впечатляет масштабом. Экспонаты не в уменьшенных копиях в витринах, а в натуральную величину. Здесь находятся ракетные двигатели, космические антенны, камеры сгорания маршевого двигателя РД 216, модуль полезной нагрузки спутника “Экспресс 4М44”, зенитная ракета для поражения высотных воздушных целей, баллистическая ракета Р-17, головная, хвостовая части и приборный отсек ракеты Р-17, спутник связи “Экспресс 1000К”, малый космический аппарат “Юбилейный”, космический аппарат “Зея” и многие другие космические системы, детали и аппараты, с которых уже снят гриф секретности.

Названия и характеристики экспонатов понятны и больше интересны взрослым. Например, двигатель самой первой баллистической ракеты, которую называют “ракетой Королёва”. Детей же всегда впечатляют пояснения о предназначении разных видов техники и любопытные факты. Например, то, что благодаря представленным моделям спутников люди могут смотреть телевизор, пользоваться приложениями, позволяющими отследить передвижение транспорта.

Потолок помещения украшают снимки, сделанные американским телескопом “Хаббл”, где изображены созвездия Млечного пути. Когда находишься в огромном зале один, в темноте и тишине, атмосфера действительно завораживает.

Как на Луне

Железная дверь бункера закрывается за нами — и вот журналисты уже внутри настоящей космической станции. Это не декорации к квесту или фильму, а настоящая лаборатория, где полвека назад шли уникальные научные исследования.

Ценный для всего мира эксперимент проходил в Красноярске в 60—70-е годы. В подвале одного из зданий Красноярского научного центра СО РАН в Академгородке был построен герметичный бункер. Его объем — чуть больше трёхсот кубических метров. Лаборатория была оснащена оборудованием, необходимым для полного жизнеобеспечения замкнутого цикла. Здесь создали условия по аналогии с настоящей космической станцией. Попытки поместить человека на длительное время в герметичное пространство были и прежде, но вот полный цикл как таковой не создавался. Первым это сделал красноярский институт.

В лаборатории “БИОС-3” нам рассказали, как жили и работали участники легендарного эксперимента.

— К тому времени уже велись отдельные локальные исследования, — говорит Александр Тихомиров, заведующий лабораторией управления биосинтезом фототрофов Института биофизики СО РАН. — На основании предварительных результатов учёные поставили задачу изучить, может ли человек достаточно долго находиться в изолированном пространстве, ничего извне не потребляя и не отдавая. Это очень важно для космических миссий.

Изначально для исследований создали “БИОС-1” — в замкнутом пространстве изучалась водоросль хлорелла. Она активно фотосинтезирует, даёт кислород, поглощает углекислый газ, может очищать воду. Результаты работы учёных впечатлили.

— Академик Леонид Киренский, пользуясь своими возможностями как депутат Верховного Совета СССР, встретился с Сергеем Королёвым — фигурой на тот период секретной, — рассказывает Александр Тихомиров. — Сергей Павлович заинтересовался красноярскими исследованиями. Для института были выделены средства, и начались работы по созданию систем жизнеобеспечения.

Учёные представили более совершенную систему — “БИОС-2”, где в дополнение к водорослям были введены высшие растения. Как выяснилось, водоросли хорошо регенерируют атмосферу, но не пригодны для питания человека.

Подбор растений, пригодных к употреблению в пищу, стал задачей непростой. В первую очередь культуры должны были по максимуму обеспечивать человека жирами, углеводами и белками, необходимыми кислотами. Одной из наиболее подходящих культур стала пшеница, а вот, например, от томатов пришлось отказаться. В условиях замкнутого пространства представитель семейства паслёновых оказался сильным аллергеном. Пригодными для выращивания стали свёкла, морковь, редис, разные виды салатов.

Экипаж, который отправился в усовершенствованный “БИОС-3”, состоял из трёх человек разных профессий: врач, биолог, инженер. Им предстояло провести в закрытой от внешнего мира лаборатории больше месяца.

Бункер выполнен из нержавеющей стали. Он состоит из нескольких отсеков — рабочих и бытовых, где члены экипажа могли принимать пищу, читать, отдыхать. Внутренние помещения лаборатории не имеют отделки и какого-то особого оформления. Дизайн лаборатории предельно прост. За это советских учёных критиковали побывавшие в Красноярске с визитом американские коллеги. “Человек находится здесь достаточно долго, поэтому то, на что он смотрит, должно быть эстетичным и приятным взгляду”, — примерно так можно описать суть критического замечания. Американские гости интересовались, почему бы не оформить малопривлекательные внешне стены из нержавейки, например, каким-нибудь экологичным пластиком. Но, как выяснилось даже самые безопасные материалы в замкнутом пространстве все-таки начинают выделять различные вещества. Для человека они могут быть совершенно незаметными, а вот для растений, которые находятся в лаборатории, концентрация оказывается губительной.

В “БИОС-3” учёным удалось замкнуть круговорот кислорода, воды и пищи почти на сто процентов. Конечно, на всякий случай экипаж брал запас кислорода, но воспользоваться им не пришлось.

Однако полностью удовлетворить потребности членов экипажа в количестве калорий и части незаменимых веществ растительная диета не могла. Поэтому с собой брали дополнительный запас питания в виде мясных консервов.

Важным условием длительного пребывания в изолированном пространстве была психологическая совместимость.

— Возможно, конфликты в замкнутом помещении возникают от массы свободного времени, — поясняет Александр Тихомиров. — Здесь же все были заняты делом, выполняли задачи, требующие пристального внимания. Так что с точки зрения психологии всё прошло прекрасно.

Может ли человек долго жить в замкнутом пространстве? Удастся ли создать в нём круговорот веществ? На эти главные вопросы эксперимента красноярские учёные ответили “да”.

Работа в лаборатории прекратилась к концу восьмидесятых годов. Научную площадку законсервировали. Сохранить ее в 90-х стоило большого труда — например, звучало “выгодное” предложение отдать бункер под мастерские. Сегодня “БИОС-3” поддерживается в рабочем состоянии, но эксперименты в прежних объёмах не проводятся.

В лаборатории планируются исследования, связанные с оценкой фотобиологической эффективности новых источников света для растений. Это часть технологий, которая используется для работы “БИОСа” как системы.

Понаблюдаем за Солнцем

Полдень, небо покрыто серой дымкой, и кажется, что смотреть в телескоп совершенно бессмысленно. Но нам всё-таки удалось протестировать технику: с помощью телескопа, установленного в обсерватории Сиб ГУ им. М. Ф. Решетнёва, увидели солнечные протуберанцы. Это огромные вспышки, выбросы плазмы на поверхности Солнца, которые удерживаются магнитным полем. Наблюдать их можно либо во время полных затмений, либо с помощью коронографа. Солнечная активность имеет влияние на нас, жителей Земли, так что хотя бы время от времени интересоваться тем, что происходит в Галактике, необходимо.

Оборудование обсерватории расположено на крыше высотного корпуса вуза на “Красноярском рабочем”. Сам телескоп спрятан под металлическим куполом. Рабочее место очень компактно, техника настраивается пультом или с компьютера наблюдателя. Директор обсерватории Сергей Веселков понятно и с юмором готов ответить на все, даже забавные вопросы посетителей.Свободного доступа в обсерваторию нет. Но попасть на так называемые “Звёздные вечера”, когда можно понаблюдать за небесными объектами, по предварительной записи могут все желающие.

Как поясняет Сергей Веселков, самое удачное время, чтобы полюбоваться на небесные объекты, — весна и осень. В апреле как раз можно понаблюдать за Луной. Оборудование позволяет сделать снимки на смартфон, так что у вас есть возможность самим сфотографировать звёздное небо через телескоп. Как попасть на “Звёздный вечер”? Следите за расписанием работы обсерватории на сайте вуза.