Планета вирусов

“Недавно слышал информацию, что в Красноярском крае в вечной мерзлоте нашли какой-то древний вирус, который учёные собрались оживить. Не опасны ли такие эксперименты? Вдруг мы разбудим какие-то неизвестные человечеству болезни, с которыми не сможем справиться. Сергей Матвеевич”.

Нашего читателя взволновала новость, которая недавно обошла многие СМИ, в том числе и зарубежные. В вечной мерзлоте на границе Красноярского края и Якутии в пробах грунта учёные из Франции и России нашли древний вирус. Его возраст оценивается в 30 тысяч лет, и это уже четвёртая подобная находка в мире с 2003 года.

Обнаруженный вирус обладает большими размерами по сравнению с аналогичными организмами. Возникло предположение, что он представляет определённую опасность в случае таяния вечной мерзлоты Сибири. Освоение арктических регионов, предупреждают французские учёные, может вернуть на нашу планету микроорганизмы, которые уже, казалось бы, исчезли навсегда. Однако вероятность повторения сценария фильмов-катастроф, когда планета охвачена неизвестным заболеванием, существует только в том случае, если опасный вирус сохранился на останках человека.

О том, насколько реальна угроза для всего человечества, нам рассказал Николай Сетков, доктор биологических наук, профессор кафедры биофизики Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ.

— Важно, в каком материале обнаружили вирус, — объясняет Николай Александрович. — Если нашли человеческие останки и выделили вирус оттуда, то тогда есть повод для беспокойства. Но если он обнаружен в замёрзшей воде или в грунте, опасности нет.

Николай Александрович обращает внимание, что не нужно панически бояться самого понятия “вирус”, несмотря на то, что с латыни оно переводится как “яд”. Вирусы повсюду, они вездесущи, и избежать контакта с ними невозможно. А вот стремление сделать пространство вокруг себя стерильным и увлечение бытовыми дезинфицирующими средствами для человечества вредно. Наша иммунная система должна обязательно встречаться с разными вирусами и уметь реагировать на них.

Более реальной угрозой, чем доисторическая находка в вечной мерзлоте, Николай Сетков считает сибирскую язву, споры которой могут сохраняться в земле достаточно долго. Разбудить опасную болезнь легко, строители по незнанию или халатности могут начать работу на месте скотомогильника, где захоронены больные животные.

Также на форумах в Интернете, где обсуждалась находка вируса в Якутии, прозвучало любопытное мнение: нагнетание страхов — вопрос политический. Мол, это попытка приостановить Россию в освоении новых месторождений полезных ископаемых.