Новости

Торговцы на авторынке опасаются появления радиоактивных запчастей

Торговцы на авторынке опасаются появления радиоактивных запчастей

Таможней Владивостока на границе было задержано несколько радиоактивных машин, прибывших из Японии. Уровень радиации на одном из автомобилей в три-шесть раз превысил норму. Что делать со «светящимися» иномарками, сейчас решают в Роспотребнадзоре. Однако полной уверенности, что любую другую опасную машину не пропустят через кордон, нет. Поэтому, вооружившись дозиметром, наш корреспондент отправился на авторынок, чтобы выяснить, дошли ли заражённые автомобили до Красноярска.

Отыскать пригодный для обследования автомобиль оказалось непросто. Разумеется, это должно быть авто, недавно прибывшее из страны Восходящего солнца. То есть без пробега по России, а таких немного. Отыскав же совсем свежую иномарку, мы выяснили, что она прибыла в Россию ещё в феврале - за месяц до трагических событий в Японии.

- Да какие заражённые автомобили?! - искренне удивился Николай, один из работников авторынка. - Любая машина, переезжающая к нам, проходит тройное сито. Во-первых, сами японцы очень ответственные люди и заражённое авто отправлять за границу не станут. Это же потеря лица! Наверное, поэтому им за державу не обидно, в отличие от нас. Во-вторых, таможня и раньше, ещё до Фукусимы, прогоняла всё ввозимое через специальные ворота, которые улавливают любое излучение. В-третьих, наши мужики-перегонщики тоже не лыком шиты - после всех этих событий обзавелись дозиметрами, тщательно пылесосят и моют товар. Ведь им самим в ней ехать. Да и рано пока говорить о массовом предложении именно тех машин, которые были рядом со станцией в момент аварии. Тут другая опасность - через некоторое время у нас могут появиться радиоактивные запчасти благодаря недобросовестным соотечественникам.

Действительно, измеряя для отстрастки фон возле колёс и днищ многих автомобилей, значений больше 0,15 мкрЗв/час (1 микрозиверт равен 100 микрорентгенам) увидеть не удавалось. При этом предельно допустимое значение уровня составляет 1,2 мкрЗв/час. К слову, в редакции прибор показывал значения около 0,19 мкрЗв/час. Колёса автомобилей оказались чище письменных столов!

- Автомобиль может стать заражённым в трёх случаях, - заявил заместитель директора городского Центра обеспечения мероприятий гражданской обороны, ЧС и ПБ Олег Скрипко. - Либо он находился вблизи открытой ядерной реакции, иными словами, около атомного взрыва, которого на Фукусиме не было. Либо на него попала пыль, содержащая радионуклиды йода, цезия или стронция. Либо машину специально искупали в океанической воде возле атомной станции, куда сейчас сливается радиоактивная вода. Простая помывка машины мыльной водой с обычным порошком и обработка пылесосом снизят радиоактивный фон в три раза, и для внутреннего спокойствия лишний раз помыть новую машину не помешает. Ну а тех, кто хотел бы знать больше, могу пригласить в наш центр, где проводится бесплатное обучение граждан правилам поведения при воздействии на них опасных факторов, в том числе и радиации. За пятидневную рабочую неделю, именно столько длится программа, им расскажут, как обезопасить себя в подобных ситуациях. Опыт показывает - больше всего люди переживают из-за того, что не знают, чего надо бояться. Группы мы набираем по заявке работодателей, которые и формируют список обучающихся. Думаю, раз жизнь ставит людей перед подобными угрозами, то и нам нужно знать о возможных опасностях чуть больше.

В свою очередь доцент кафедры общей физики СФУ Виктор Гурков, который уже более 30 лет работает с ионизирующим излучением, оценивая ситуацию на Фукусиме, считает, что жителям Сибири в настоящий момент ничего не угрожает.

Радиоактивное облачко с Фукусимы можно сравнить с мизерной каплей чернил на большой бассейн: вреда оно не принесёт, как одна капля чернил не окрасит целый бассейн в синий цвет.

- Ветер дует на восток в сторону Тихого океана, и радиоактивный выброс будет развеян в атмосферных просторах. Если говорить образно, то это облачко можно сравнить с мизерной каплей чернил на большой бассейн - вреда оно не принесёт, как одна капля чернил не окрасит целый бассейн в синий цвет. То, что попало в океан, тоже роковых последствий не вызовет. Средняя глубина Мирового океана четыре километра - он очень велик и всё поглотит. Сейчас реакторы восстановлены, и неуправляемых процессов не будет ни при каких условиях. Повторные землетрясения максимальной балльности могут создать проблемы только для Японии.

Зато радиоактивные автомобили, их детали, а также другие предметы из Страны восходящего солнца вполне способны создать проблемы для жителей любого уголка планеты.

- Три заражённые машины, обнаруженные во Владивостоке, явно из 30-километровой зоны отчуждения вокруг атомной станции. Они пережили цунами и, видимо, оказались в непосредственной близости от Фукусимы сразу после начала аварии, - говорит Виктор Гурков. - Подверглись там выбросам радиоактивного пара из клапанов сброса избыточного давления. Во время реакции деления, которая происходит в реакторе, уран расщепляется на более лёгкие элементы, которые находятся перед ним в периодической таблице - в том числе изотопы йода и ксенона. Если 131-й изотоп ксенона стабилен (нерадиоактивен), то изотопов йода получается несколько видов, и все они, кроме одного, нестабильны. Но их период полураспада очень невелик - от 25 секунд у йода-137 до восьми с небольшим суток у йода-131. Впрочем, и по окончании цепочки распада ядра не исчезают, а переходят в изотопы ксенона, который тоже не очень долгоживущий и быстро переходит в цезий-135 и цезий-137. Первый, не испуская опасного гамма-излучения, через 2,6 миллиона лет станет стабильным барием-135. А вот цезий-137 имеет период полураспада 30 лет, но при этом испускает сильно проникающее гамма-излучение. Так что при определении, каким именно радионуклидом заражены автомобили, речь может идти именно о цезии-137.

На вопрос, действительно ли машину можно дезактивировать простой помывкой мыльной водой и пылесосом, Виктор Иванович ответил, что да, можно. Но есть нюансы.

- Мыть лучше струёй под давлением. А у пылесоса его пылесборник после использования нужно будет выкинуть или захоронить подальше. Но все эти манипуляции имеют смысл, только если автомобиль не ездил активно в зоне заражения. Потому что тогда пыль, содержащая радионуклиды через воздушный фильтр со стопроцентной вероятностью попала во внутренние части агрегатов машины. Промывка двигателя тут не поможет и даже переплавка дела не исправит - автомобиль можно закопать, как минимум, на 30 лет.

0,15 мкрЗв
0,15 мкрЗв

0,14 мкрЗв
0,14 мкрЗв

0,11 мкрЗв
0,11 мкрЗв

0,15 мкрЗв
0,15 мкрЗв

Более подробную информацию о рейде и способах дезактивации автомобилей читайте в печатной версии газеты «Городские новости» 15 апреля 2011.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА