Красноярск исторический

«Серьёзная кузница кадров». Красноярцы отмечают 105-летний юбилей комсомола

День создания ВЛКСМ — 29 октября.

«Серьёзная кузница кадров». Красноярцы отмечают 105-летний юбилей комсомола
Командир краевого ССО Александр Брежнев.

Светлана Филиппова

Что такое комсомол? Даже у тех, кто успел побывать в его рядах, мнения разные. Кто-то вспоминает романтику стройотрядов, кто-то нудные собрания и зря потраченные деньги на взносы. И всё же это — светлая страница в истории нашей страны.

Комсомолу — 105 лет! Даже как-то не верится. Хотя умом понимаешь: да, ещё в гражданскую комсомольцы бились за новую власть, ликвидировали безграмотность, боролись с кулаками. Потом — ДнепроГЭС и Магнитка, Великая Отечественная, грандиозные всесоюзные молодёжные стройки... И даже в так называемые застойные годы была не принудиловка, а энтузиазм.

— Очень хорошо помню, как меня принимали в комсомол, — рассказывает филолог Ольга Смирнова. — Мне 14 лет. 1979 год. Девчонка-подросток. Вызубрила наизусть принципы демократического централизма, без запинки (ночью разбуди!) могла рассказать, когда, за что и каким орденом был награждён ВЛКСМ. Перед принятием в ряды волновалась страшно! Тем более что это самое принятие происходило не где-нибудь, а на Посту № 1, на Красной площади. Штаб тогда находился в здании школы на Профсоюзов. Старшие товарищи «пытали» нас довольно долго. Кроме протокольных вопросов задавали общеполитические: «Когда к власти в Чили пришла хунта?» А лично меня почему-то спросили, сколько килограммов макулатуры сдало осенью наше пионерское звено. Выкрутилась: мол, всем отрядом собирали. Заседание закончилось, протоколы заполнили. И нас повели к стеле, где как раз менялся караул. Поскольку дело было зимой, ребята на посту стояли в валенках, и одна из девочек-подчасков (для тех, кто не в курсе: парни назывались часовыми, девчата — подчасками) поскользнулась на гладкой плитке и упала. Такой вот конфуз вышел.

Формализма хватало и комсомоле, как, впрочем, и в любой другой системе. Но всё равно приём в ряды ВЛКСМ был событием.

— Не скажу, что перед вручением комсомольского билета испытывал прямо-таки вселенский трепет, но волновался, не скрою, — говорит подполковник запаса Игорь Сергеев. — Возможно, бабушкины рассказы повлияли. Она у меня 1905 года рождения, и именно комсомольцы занимались у них в деревне ликбезом, читать учили. И её жизнь тогда в корне изменилась. Ну, так вот. Сидим в райкоме и вдруг слышим, как кто-то перед соседним кабинетом рассказывает анекдот... про Брежнева. Этот момент смазал торжественную картину. Но всё равно событие осталось в памяти.

Стройотряды — часть истории комсомола.
Стройотряды — часть истории комсомола.

Конечно, потом были и скучнейшие комсомольские собрания, и разнарядки из райкома (сколько надо принять — сколько приняли в ряды), и куча всевозможных мероприятий для галочки. Но была краевая школа комсомольского актива «Неунывайка» (аналог знаменото «Орлёнка»), куда съезжались ровесники со всего края, от Хакасии до Диксона. И ССО, которые не забудутся никогда. И стройки немыслимых масштабов (неправда, что на большинстве из них работали только зэка). И конкурсы-соревнования-фестивали, где немалую организационную роль играл именно комсомол.

— Это была в том числе и серьёзная кузница кадров, — вспоминает хирург Константин Прохорович. — Например, комсомольскими лидерами медицинского института были в своё время бывший главный врач онкодиспансера Андрей Модестов, бывший главврач глазного центра Станислав Ильенков и нынешний руководитель БСМП Сергей Гребенников. А возглавляющий краевую клиническую больницу № 1 Егор Корчагин оказался последним в истории вуза председателем комитета ВЛКСМ.Комсомол — это не только насаждаемая идеология и сплошные рамки, как может показаться нынешним молодым. Гоняли стиляг? Платили взносы ни за что? Тратили личное время на каких-то заседаниях? Вкалывали на стройках вместо того, чтобы загорать на морском песочке? Пусть так. И платили, и тратили, и вкалывали. Зато есть что вспомнить. — Я показываю внуку дом, который мы возводили, когда работали в стройотряде. Гордо показываю! — говорит предприниматель Сергей Махлаков. — А он спрашивает: «Зачем? Ты ведь не строитель, а бизнесмен». Пытаюсь объяснить, но пока не получается. Зато пять лет назад, когда мы отмечали столетие комсомола, внук вместе со мной пошёл на выставку на пароход «Святитель Николай». Чтобы приобщиться. И даже постарался выучить песню «Хорошо над Москвою-рекой...».

Тому, кто не жил в атмосфере 1960–70-х, трудно понять, что творилось тогда в умах и душах людей. Такое надо пережить. Дело не в том, что вожди обещали: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Люди и сами видели: страна стремительно изменяется, развивается, один успех следует за другим. Гордость распирала рядового советского человека. Молодёжь валом валила в комсомол. Главным было, пожалуй, чувство причастности к общему большому делу, мечта о светлом будущем. Романтизм? Да. В самом хорошем смысле слова. И комсомольский значок для многих до сих пор не просто железка.

Мы по привычке каждый год поздравляем друг друга с днём рождения ВЛКСМ. Собираемся, смотрим старые фотографии, вспоминаем, поём. Молодеем!

Акцент

ВЛКСМ был награжден:

  • орденом Красного Знамени в 1928 году — за боевые подвиги, совершенные в период гражданской войны;

  • орденом Трудового Красного Знамени в 1931 году за инициативность в социалистическом соревновании;

  • орденом Ленина в 1945, 1948, 1956 годах;

  • орденом Октябрьской Революции в 1968 году в связи с 50-летним юбилеем Ленинского комсомола.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА