Красноярск исторический

Как говорить с молодёжью о войне? Директор музея «Мемориал Победы» Татьяна Ивлева о важности сохранения памяти

Татьяна Ивлева — один из главных красноярских экспертов по истории Великой Отечественной войны.

Как говорить с молодёжью о войне? Директор музея «Мемориал Победы» Татьяна Ивлева о важности сохранения памяти
Музей «Мемориал Победы» — организатор фестиваля «Абалаковские дни». В 2023 году одной из его площадок стал Музей Бориса Ряузова, где работала выставка «Восхождение».

Михаил Шуклин

Татьяна Ивлева, директор музея «Мемориал Победы» — один из главных красноярских экспертов по истории Великой Отечественной войны. Вместе с коллегами она ведёт кропотливую работу по увековечиванию памяти участников и свидетелей тех трагических событий. Музей уже давно не только место, где хранятся экспонаты, рассказывающие о войне. Это научный центр, площадка для проведения различных мероприятий, встреч представителей общественных организаций. Кроме того, у музея много цифровых виртуальных проектов, позволяющих познакомиться с учреждением жителям других городов и стран.

В октябре Татьяна Ивлева за свою работу была награждена медалью Министерства обороны РФ «За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества».

Мы поговорили с Татьяной Владимировной о том, как сегодня сохранять память о войне, какие истории особенно трогают красноярцев и что рассказывать детям.

Найти, уточнить, сохранить

— Татьяна Владимировна, как вы выбрали работу в музее?

— Я окончила историко-философский факультет Красноярского государственного университета. Сразу понимала, что хочу работать по специальности. Сначала думала об архиве, но случайно попала в музей. Через три дня после получения диплома стала младшим научным сотрудником. У музейщиков есть фраза: «Не мы выбираем музей, а музей выбирает нас». Думаю, со мной случилось именно так.

В мои обязанности тогда входило проведение экскурсий, мероприятий, встреч с ветеранами. Постепенно задачи менялись, в 2007 году я стала главным хранителем фонда, и вот с того времени началось моё серьёзное погружение в музей, историю его экспонатов. Это не простая работа, поскольку понимаешь: ты отвечаешь за то, что останется для следующих поколений. Ты обеспечиваешь не только физическую сохранность. Нужно найти историю предмета, описать её. Обычная, казалось бы, вещь может рассказать о многом. Один из примеров. Мы объявляли акцию по сбору вещей и документов. К нам обратилась семья — люди захотели рассказать свою историю, но не были готовы расстаться с оригиналами. Тогда мы сделали электронные копии. Выяснилось, что фронтовик погиб 9 мая 1945 года. Мне этот факт хорошо запомнился. Война закончилась, все ждали родных с фронта, а этого человека не стало в День Победы.

За небольшое время работы главным хранителем я познакомилась с огромным количеством людей, заинтересованных в сохранении истории.

С 2009 года я возглавляю музей, и эта деятельность — огромная часть моей жизни.

— В чем уникальность красноярского учреждения?

— Это единственный в стране музей-мемориал. Есть отдельно музеи памяти, отдельно мемориалы, а в Красноярске это объединилось. Наша деятельность связана не только с историей Великой Отечественной войны. У нас много направлений по сохранению памяти о погибших защитниках Отечества. Сейчас мы готовимся к пятидесятилетию музея и его модернизации. Одна из важных задач — увековечить имена жителей города, погибших в боях. Это сложная работа — найти и уточнить — ошибок в написании личных данных в те годы было много.

Главное событие

— У музея особая специфика — история войны. У вас нет развлекательных форматов, анимации, которые интересны и понятны современным детям и молодым людям. Какое сегодня вы наблюдаете отношение к памяти?

— Интерес к истории войны, судьбам людей и событиям не снижается. Посещаемость музея растёт, по итогам прошлого года у нас побывало более 130 тысяч человек. Что важно: если раньше приходило много организованных групп, то сейчас люди нередко посещают музей по одному. Для нас это показатель, когда человек в современном ритме жизни находит свободное время и специально приезжает сюда.

Всегда много посетителей 9 мая, в этот день мы работаем в двенадцатичасовом режиме, люди идут до самого закрытия, а Вечный огонь утопает в цветах. Недоброжелатели говорят, что это происходит только в конкретные даты, а не каждый день. Но давайте будем честны, мы редко думаем о чём-то постоянно, если это не рядом с нами.

Те события были почти восемьдесят лет назад, и о них каждый день не думали даже участники. Это свойство человеческой психики и памяти — жить тем, что сегодня. Не нужно обвинять людей в том, что о той войне говорят только в памятные даты. Таково естественное течение времени. Но это не значит, что событие будет забыто. Я работаю со студентами-историками, и каждый год мы определяем самые главные события в жизни страны. Так вот — Великая Отечественная война на первом месте всегда. А в обсуждении участвуют ребята восемнадцати-девятнадцати лет, для которых 1940-е годы — это очень давно. Раньше дети могли встречаться со свидетелями и участниками тех героических событий. Сейчас, когда уходят ветераны, ищем другие способы работы со школьниками и студентами.

— Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне, чтобы он прочувствовал и трагедию, и величие подвига людей?

— Нужно говорить, рассказывать то, что понятно. Детям сложно представить события, происходившие давно. Мы пытаемся объяснять это на различных бытовых историях. Например, показываем, как выглядят 125 граммов блокадного хлеба — норма питания на день. Говорим, что такое голод, лишения.

Перед долгожданной победой была огромная трагедия. Четыре года, сломавшие жизни многих. Даже те, кто вернулись, стали совершенно другими. Говоря об этом со школьниками, нужно избегать высокопарных слов. Дети умеют тонко чувствовать. Они останавливаются возле писем — для них это живое, искреннее. То, что бойцы писали для близких, поэтому и понятно. Ребята спрашивают, почему в посланиях часто встречается фраза «пока жив и здоров». Поясняем, что человек не знал, сколько ему отведено, а родственники в этих словах видели надежду.

С детьми важно говорить не только о страшном, но и о взаимовыручке, дружбе, поддержке в те годы. Война — это бой, но параллельно шла и обычная жизнь, где были и расставания, и любовь, и предательства, и радости.

— Сейчас у молодёжи много разных источников информации. Как реагируете на какие-то провокационные вопросы о войне?

— Я всегда говорю: война — показатель человеческого выбора. Да, был генерал Власов, но был и генерал Карбышев. Нужно говорить о героях. Я знала женщину, которая находилась в одном лагере с Дмитрием Михайловичем Карбышевым. Попав в плен, она в отчаянии хотела броситься на колючую проволоку с током, чтобы избавиться от мучений. Но случайно услышала слова генерала о том, что ни при каких условиях нельзя сдаваться. Эта женщина выжила, воспитала детей, и она навсегда запомнила слова несломленного героя.

Особая сила подлинника

Фото: личный архив Татьяны Ивлевой
Фото: личный архив Татьяны Ивлевой

— Благодаря работе музея стали известны удивительные истории красноярцев, переживших войну вопреки всему. Что особенно потрясло?

— Таких историй много. Одна из них — семьи Мажаровых. (Владимир Мажаров родился в начале войны во временном концлагере. Младенца отняли и передали в немецкий детский дом. Мать ребёнка Зинаида оставалась в плену. Уже после войны семье чудом удалось воссоединиться. Об этой истории не раз писали не только красноярские, но и зарубежные СМИ. — Автор). Владимир Фёдорович был удостоен звания «Человек-легенда», но он всегда говорил, что легенда — его мама. Женщина удивительной силы духа. Её стойкость поражает. Мы делали персональную выставку, посвящённую семье Мажаровых. Эта женщина прошла несколько концлагерей, и, когда другие пленные спрашивали, на что она надеется, утверждала, что выживет и найдёт своих детей. Зинаида Степановна — мать, которая ради семьи выжила в нечеловеческих условиях.

Известная красноярцам история Владислава Спирова — тоже о матери и её стойкости. (Вместе с родителями мальчик жил под Ленинградом и в начале войны попал в плен. С ребёнком концлагерь и партизанский отряд прошла его игрушка — пластмассовый пупс Витенька, который был частью экспозиции музея. — Автор.)

Меня также поразила история сражения в порту Диксон и описание его очевидцами. Мы даже не представляем, что чувствовали люди в глубоком тылу, обнаружив немецкий корабль и вступив в неравный бой. Я читала воспоминания лейтенанта Корнякова, который командовал береговой батареей пушек — там ярко описаны все эмоции.

Есть очень добрые истории. Так, в семье Зубковских маленький сын вёл переписку с отцом-фронтовиком. Мальчик ещё не умел писать, поэтому отправлял нарисованные картинки. Отец вернулся с войны вместе с этими трогательными письмами сына.

Ещё запомнились воспоминания Евгения Михайловича Абалакова — это был великий спортсмен, альпинист, скульптор, художник. Его письмо 9 мая 1945 года — пронзительное размышление о войне.

— Какие экспонаты для вас уникальны?

— У каждого своя история и за каждым судьба человека. Многое говорят письма, личные вещи. Для меня особенное — знамя 365-го стрелкового полка — подлинное боевое знамя, прошедшее вместе с бойцами тяжёлые бои. Сейчас с помощью компьютерных технологий можно воссоздать буквально всё. Может быть, я консервативна, но уверена, что нет ничего сильнее и уникальнее подлинника. У него есть особая сила. А знамя — это судьбы и жизни людей, которые шли в бой за ним.Посетители часто обращают внимание на каску с пулей. Хочется верить, что человек, чью голову оберегала эта каска, остался в живых. Всегда запоминаются истории любви в письмах. Все экспонаты для меня важны — каждый говорит о чём-то значимом. Например, у нас есть альбом с фотографиями, который принёс участник войны. Там много снимков друзей, от таких фотографий веет теплом.

В фонде есть записи Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, которые он вел, работая в красноярских госпиталях. Просто подумайте: пожилой человек ежедневно проходил значительные расстояния пешком, чтобы помочь как можно большему числу пациентов.

Объединил родных

— Как часто обращаются к вам за помощью в поиске погибших родственников? Интересуются ли молодые люди историей своих семей?

— Такие обращения за помощью процесс постоянный. Но, например, дети сами по себе мало интересуются историей семьи. Осознанное желание искать корни, как правило, появляется годам к тридцати. Не нужно обвинять подростка, который мало знает о своих предках. Ценность рода осознаётся с возрастом. Родители должны понимать, что просто слова не столь убедительны — взрослым нужно показывать детям своё отношение к истории.

Одна из историй, которая особенно трогает: к нам пришла женщина, Тамара Захаровна Мухина, с документами и письмами отца. Он считался без вести пропавшим. Мужчину долго и без результатов искала жена. Я проверяла имя в разных базах, информация там постоянно обновляется, но про этого фронтовика не было ничего. И вот уже после 75-летия Победы написала в поисковой строке «Захар Кондратьевич Мухин» и увидела информацию о его захоронении. Сложно передать эмоции, когда удаётся что-то узнать о судьбе человека. Выяснилось, что он был тяжело ранен подо Ржевом, не доехал до госпиталя.

— К сожалению, не все столь же трепетно относятся к семейной памяти…

— Да, были и у меня разные мысли: вот, люди не интересуются корнями, теряют память. Осудить легко. Разные ситуации есть. Встречаются семьи, где о своих дедах забыли. Но чаще я вижу слёзы счастья у людей, которые спустя много лет узнают о судьбе своих героев.

— Современные технологии — сайты, соцсети, наверное, главные помощники в поиске?

— В этом случае я сторонник цифровых подходов, они действительно помогают быстрее находить людей. Ценно, что такая работа позволяет отыскать друг друга членам большой семьи, прежде незнакомым. У нас был случай, когда поисковики привезли останки бойца и на церемонию собралось много присутствующих. Оказалось, это представители одного рода, которые познакомились сейчас. Получается, что погибший боец объединил потомков через столько лет. Когда завершилась церемония, эти люди ещё долго стояли на площади, разговаривая, знакомясь друг с другом. Это то, ради чего мы работаем.

История

Музей «Мемориал Победы» был открыт в 1975 году — к тридцатилетию Победы. Над проектом работали ведущие архитекторы города и страны. Автором выступил Арэг Демирханов, соавторами — Александр Брусянин и Владимир Ульянов. В день открытия на площади мемориального комплекса принять участие в церемонии зажжения Вечного огня собрались тысячи красноярцев.

Факт

В 1968 году в городе открыли Пост № 1. До 1992 года пионеры и комсомольцы несли службу у Вечного огня на Красной площади. В 2015 году традиция Поста № 1 и караульной службы была возрождена на площади мемориала Победы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА