ЖКХ и благоустройство

«Главное — комфорт жителей». Вадим Войцеховский о проблемах и задачах отрасли

Вадим Войцеховский рассказал, как городская власть оценивает ситуацию в жилищно-коммунальном комплексе.

«Главное — комфорт жителей». Вадим Войцеховский о проблемах и задачах отрасли
Вадим Войцеховский.

Михаил Шуклин

Как городская власть оценивает ситуацию в нашем жилищно-коммунальном комплексе? Есть ли повод говорить о достижениях в отрасли? В чём сильны организации, которые работают в сфере ЖКХ? Именно с этих вопросов мы начали интервью с первым заместителем главы Красноярска Вадимом Войцеховским.

Без розовых очков

— Сегодня ЖКХ — одна из самых важных и в то же время одна из самых неблагодарных отраслей. Когда всё хорошо, мало кто скажет спасибо людям, обеспечивающим бесперебойную работу всех систем. Но когда возникают проблемы, то сразу появляются вопросы.

Впрочем, грамотная и чёткая работа жилищно-коммунального хозяйства — это норма. Отрасль должна обеспечивать комфорт жителей, а для этого нам необходимо постоянно поддерживать диалог с красноярцами. Власть не может ходить в розовых очках, важно знать мнение горожан. И сегодня технологии позволяют получать объективную картину происходящего: через телефонные обращения и социальные сети.

У людей много вопросов к работе предприятий ЖКХ, но в то же время жители видят и реальные достижения. Если сравнивать с тем, что было ещё лет семь -- десять назад, то ситуация заметно изменилась в лучшую сторону. В первую очередь благодаря масштабным программам, которые реализуют в Красноярске.

— О каких именно программах идёт речь?

— С 2019 года в городе ведётся серьёзная модернизация системы теплоснабжения. Инвестиции за это время составили более полутора миллиардов рублей. Идёт масштабное обновление сетей, замещаются неэффективные котельные. И в этом году работа продолжится.

Есть успехи в сфере водоснабжения и водоотведения: реконструировали левобережные очистные сооружения, открыли новую сливную станцию на улице Маерчака.

Система электроснабжения также модернизируется, хотя нам с энергетиками нужно ещё серьёзно поработать.

Важна вовлечённость

— Отдельная тема — благоустройство. Здесь ведь у Красноярска есть успехи, и немалые.

— Конечно, уже более 650 дворов Красноярска преобразились благодаря национальному проекту «Жилье и городская среда», инициированному президентом России. При этом хочу отметить, что в программах благоустройства территории, как в федеральных, так и в городских, очень важно участие самих горожан.

— Да, там подразумевается софинансирование со стороны жителей…

— Дело не только в деньгах. Красноярцы участвуют и в разработке проектов, и в контроле за их реализацией, а затем поддерживают порядок на благоустроенных участках. Важна вовлечённость людей, и мы видим, что она есть. А ведь инициатива жителей — главное условие получения федеральных средств, а также городских грантов. За последние годы выстроилась очень чёткая система: если проявлять активность, можно преобразить и двор, и проезд, и неразграниченную территорию. Люди поняли, что неравнодушная позиция в Красноярске поощряется, причём реальными субсидиями из бюджета.

— При этом некоторые активные красноярцы обустраивают свои дворы на собственные средства.

— У нас с 2014 года проводится замечательный конкурс «Самый благоустроенный район города». При подведении итогов я каждый раз поражаюсь: сколько у нас энтузиастов! Как во дворах многоквартирных домов, так и в частном секторе есть удивительные активисты. Они делают это не ради победы в конкурсе или получения каких-то грантов, а потому, что не могут иначе.

Большое спасибо горожанам за такую активность! Думаю, что День работника ЖКХ можно с полным правом назвать и их праздником.

Уроки зимы

Первый заместитель главы Красноярска проводит рейд по уборке снега.
Первый заместитель главы Красноярска проводит рейд по уборке снега.

— За последние годы парк техники красноярских муниципальных предприятий пополнился новыми машинами. Как они себя показали в работе? Достаточно ли их? Вот прошедшей зимой нам явно не хватало техники для уборки снега.

— Машины показали себя хорошо. Ведь их закупали не бездумно, а точно зная, что нужно, для каких целей и работ. Что касается прошедшей зимы, то она очевидно была аномально снежной. Содержать огромное для нашего города количество тех же грейдеров, чтобы лишь раз в пять лет вывести их все на улицы, нецелесообразно. Плюс для спецтехники необходимы водители, а с ними, как и с другими кадрами для отрасли, ситуация непростая.

Впрочем, я не стану оправдываться и признаю, что у нас прошлой зимой были недоработки. Мы обязаны учитывать этот опыт, готовясь к следующему сезону. Во-первых, нужно более внимательно относиться к прогнозам синоптиков, хотя это всего лишь прогнозы. Во-вторых, при возникновении критической ситуации надо чётко понимать, где взять дополнительные силы и средства. И ещё: очень много нареканий прошлой зимой вызвало состояние межквартальных проездов. Дело в том, что эти участки полностью или частично расположены на неразграниченных территориях. То есть убирать их не могут ни управляющие организации, ни городские предприятия. Сейчас мы ликвидируем эти пробелы и включим проезды в график уборки.

— ЖКХ — такая отрасль, в которой не бывает передышки. Зимой морозы и снегопады. А весной будет паводок. Мы к нему готовимся?

— Готовимся, причём с февраля. Уже очищаются русла рек и водостоки, специалисты пилят и топят лёд. Я каждый понедельник докладываю о результатах этой работы главе города.

Конечно, если сейчас резко, до плюс 15, поднимется температура (а такое в Сибири возможно), вода потечёт с гор и окажется на улицах. Однако мы делаем всё от нас зависящее, чтобы горожане не пострадали от паводков.

Нужны кадры

— Вы упомянули, что отрасли не хватает кадров. Насколько это серьёзная проблема?

— Кадровый голод наблюдается во многих секторах экономики. Причина этой проблемы известна: был период, когда профессии слесаря, сварщика, водителя и некоторые другие считались уделом неудачников. Сейчас ситуация иная: хороший специалист, умеющий что-то делать руками, очень ценится. Но в той же отрасли ЖКХ трудиться непросто — это круглосуточный режим и не всегда большие зарплаты, хотя возможности стараемся создавать. На предприятиях и жильём обеспечивают, и транспортом, и льготами. Да и на государственном уровне, и в целом в обществе стали уже иначе относиться к рабочему человеку.Надеюсь, что в течение ближайших пяти лет ситуация станет меняться. Раньше не жду, это, к сожалению, небыстрый процесс.

— Ещё одна больная тема — качество работы управляющих организаций. Больше всего вопросов к УК и ТСЖ возникает на старте отопительного сезона.

— К качеству управления жилфондом у всех накопилось много вопросов. При этом законодательство не позволяет администрации наказывать УК и ТСЖ за неудовлетворительную работу. Но у меня такая позиция: городская власть отвечает за всё, что происходит на нашей территории. И не важно, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос. Поэтому и руководство Красноярска, и главы районов обязаны реагировать на все проблемы в сфере обслуживания жилых домов. И мы реагируем. Так, на старте отопительного сезона мы проводим прямые линии и разбираемся с каждой жалобой.

— Назовите три главные задачи в отрасли, на которые, на ваш взгляд, власть должна обратить внимание в ближайшее время?

— Я уже говорил о том, что власть должна быть открытой к диалогу с жителями. И это касается не только ЖКХ, но и всех остальных отраслей. Поэтому необходимо развивать каналы обратной связи.

Второй момент: надо к услугам ЖКХ относиться именно как к услугам. Люди должны всегда ощущать комфорт, благополучие.

И третье: необходимо идти в ногу со временем. Не сидеть на потенциалах предыдущих лет, а постоянно модернизировать все системы жизнеобеспечения, внедряя современные технологии. Без этого никуда.

— Что бы вы хотели пожелать и работникам ЖКХ, и всем красноярцам?

— Чтобы общество с большим вниманием и благодарностью относилось к труду тех, кто работает в отрасли. Чтобы достойные специалисты как можно чаще слышали слово «спасибо».

Что касается горожан, то главное пожелание — жить в максимальном комфорте. Порядок, чистота, бесперебойная работа всех систем — это правильно и естественно. Пусть так и будет.

Акцент

Серьёзный прогресс в деле управления жилищным фондом даёт цифровизация. Уже сейчас есть приложения, такие как «Госуслуги. Дом», где всё можно узнать и организовать, не вставая с дивана. С их помощью даже общие собрания будет проводить гораздо легче.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА