Проспект культуры

Преподаватель Красноярского художественного училища имени Василия Сурикова рассказала, как любовь к изобразительному искусству может стать профессией

Мы пообщались с Викторией Решетняк, которая обучает будущих художников рисунку, живописи, композиции.

Преподаватель Красноярского художественного училища имени Василия Сурикова рассказала, как любовь к изобразительному искусству может стать профессией
Виктория Решетняк с удовольствием обучает студентов.

Дмитрий Шабалин

Красноярское художественное училище имени Василия Сурикова — одно из ведущих учебных заведений среднего профессионального образования в стране. Преемственность академических традиций здесь сохраняется благодаря вливанию в коллектив молодых специалистов. Журналист «Городских новостей» пообщалась с преподавателем, который обучает будущих художников.

Виктория Решетняк с 2012 года обучает молодых творческих людей рисунку, живописи, композиции. Но прежде чем самой стать профессионалом, Виктории Андреевне в буквальном смысле пришлось проделать огромный путь. Она родилась в сельской местности, где не было детской художественной школы, но ей всё же удалось подготовиться к поступлению в престижное учебное заведение.

Даже не мечтайте

— Почему вы решили стать художником?

— Я родилась и выросла в селе Есаулово Красноярского края. Ещё учась в школе, оформляла стенгазеты, как подобает всем, кто любит рисовать. Однажды моя подруга очень красиво села в профиль, и мне сразу захотелось её изобразить. Можно сказать, что у меня начался приступ творчества. Я взяла карандаш, листок… Портрет получился очень похожим, причём легко, быстро, сразу. Её отец — большой любитель живописи — увидел набросок и сказал: «Вика, у тебя талант! Тебе обязательно надо получить образование».

Я тогда лишь посмеялась. Но тяга к изобразительному искусству не прошла, мне захотелось нарисовать маму, себя, пейзаж. А в 11-м классе я после школы ездила на рейсовом автобусе на подготовительные курсы в Суриковское училище. Когда впервые очутилась в стенах этого заведения, сразу поняла: это моё место, нужно здесь остаться. Мне тогда говорили, что не стоит даже мечтать о поступлении без базы художественной школы. Но в итоге всё получилось. Через полгода занятий на подготовительных курсах, где мы рисовали натюрморты с гипсовыми фигурами, кувшинами, меня похвалил преподаватель Зуфар Мухамедович Сибгатуллин.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать студент, чтобы добиться настоящего мастерства?

— Процитирую художника Виктора Васнецова. Его как-то попросили оценить работы нового ученика. Он посмотрел и сказал, что талант есть, но нужен ещё и характер. Одних способностей мало.

Путь к настоящему мастерству в нашей профессии очень трудный. Сужу по своему опыту. Было непросто достичь того же уровня, что у ребят, пришедших в училище после художественной школы. Я должна была собрать всю свою волю, много работать. Только так.

У меня было много действительно талантливых одногруппников, у которых в юном возрасте уже было признание. Но некоторые из них просто выгорали и бросали творчество. Не пишут. А мне, наоборот, приспичило, и я продолжала усиленно трудиться. Да, нагрузка у нас очень мощная, но либо ты работаешь, либо просто вылетаешь.

Находить изюминку

Работы Виктории Решетняк в выставочном зале училища.
Работы Виктории Решетняк в выставочном зале училища.

— У вас большой преподавательский опыт. Что вам нравится в вашей профессии?

— Я люблю делиться знаниями. У меня бабушка педагог, всю жизнь проработала воспитателем. И я чувствую этот ген. Ещё я очень люблю своих студентов. Практически каждый год встречаю учеников, которые просто западают в душу. Их помнишь, знаешь, любишь. У меня много выпускников, впоследствии закончивших и Глазуновскую академию. А ещё два бывших моих студента сейчас также преподают в училище: интересно за ними наблюдать.

Вообще, у нас тут все люди творческие, очень тонкие натуры. С ними приятно общаться и работать. Мне очень нравится находить в каждом его изюминку, особенности. Нравится, когда студенты выставляют эскизы по теме, над которой мы работаем, и проводят анализ. Вся группа смотрит, и при этом каждый учится не только на своих ошибках, но и на сравнении с однокурсниками. Мы всё проговариваем, и у каждого формируется его личный вкус и запас знаний.

— Интересно, работы каких живописцев вас вдохновляют?

— В разные периоды жизни на меня влияли разные художники. Когда после Суриковского обучалась в академии Глазунова, я могла сорваться и вместо обеда доехать до Третьяковской галереи, чтобы посмотреть, например, как Серов написал на портрете руку, или изобразил глаза. И потом, напитанная этими впечатлениями, отправлялась на сеанс живописи. Для меня Серов всегда был эталоном, и очень долго я называла его своим любимым художником.

Нравился мне и Левитан. Ведь моей дипломной работой в училище был пейзаж «Зимняя пора» (холст, масло). Плюс я дополнительно защищалась графической серией под названием «Северная песня» (в технике «картонография»). Я пейзаж очень люблю, хотя являюсь портретистом. Просто с портретом, наверное, проще. Пейзаж ведь дело такое, не совсем женское. Очень трудно с этюдниками отправляться в горы или ещё куда-то.

Ночевали у костра

— Ваш супруг тоже связан с искусством. Как вы с ним познакомились?

— Мой супруг тоже художник. Я уже была студенткой второго курса училища, когда он после армии поступил на первый. Мы с ним все эти годы были вместе. Потом поженились. Я оканчивала обучение в 2005-м, а он — на год позже. Так что я его дожидалась, преподавала в первой художественной школе (имени Сурикова). А потом уже вместе в Глазуновской академии учились.

Мы с моим мужем ещё студентами излазили, наверное, всю Россию. Естественно, с этюдниками. И по степям, и по горам. Где только не были… Вот такими были энтузиастами. Учились, ездили, писали. И любили не в гостиницах останавливаться, а где-нибудь поближе к природе. Не потому, что были бедными студентами, а чтобы ощутить единение с природой.

Сейчас у студентов есть всё. Они могут в любой момент разглядеть любую работу из любого музея мира. У нас подобного не было. Когда мы учились, нам преподаватель по истории искусств показывала на картинке церковь Покрова на Нерли во Владимирской области. У меня мурашками кожа покрывалась, была мечта её вживую увидеть. И когда эта мечта сбылась, когда мы поехали по Золотому кольцу и добрались до храма, то даже не стали останавливаться в гостинице. Прямо в поле и заночевали.

Акцент

Виктория Решетняк успешно работает в различных техниках — масло, гуашь, пастель, рисунок углём, карандаш. В феврале этого года в выставочном зале Суриковского училища состоялась её персональная выставка — «Живопись. Графика». Поздравить автора пришли коллеги, студенты и приглашённые гости. На экспозиции было представлено около 40 произведений, созданных за последние 14 лет. На полотнах были изображены дети в разных жизненных ситуациях, в их непосредственной обстановке. В этих работах художницы объединились традиции отечественной школы и свежесть современного реализма.

Досье

Окончив в 2005 году живописное отделение Красноярского художественного училища имени Сурикова, Виктория Решетняк продолжила образование в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в Москве. В период с 2013 по 2021 год художница стажировалась в творческих мастерских Российской академии художеств (отделение «Урал, Сибирь и Дальний Восток»).

С 2012 года и по сегодняшний день Виктория Решетняк является преподавателем художественных дисциплин Красноярского художественного училища имени Василия Сурикова, председателем цикловой комиссии по живописи.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА