Проспект культуры

«Куда бы «Яхонт» ни приехал, нас знают везде». Флорид Исламов о популярности коллектива, необычных концертах и новом альбоме

Легендарный красноярский музыкант побывал в редакции Gornovosti.

«Куда бы «Яхонт» ни приехал, нас знают везде». Флорид Исламов о популярности коллектива, необычных концертах и новом альбоме
Флорид Исламов / Фото: Дмитрий Шабалин

Легендарный красноярский музыкант, руководитель «Яхонта» (группа существует с 1992 года) Флорид Исламов побывал в редакции Gornovosti и рассказал нашему музыкальному обозревателю Дмитрию Попугину о предстоящем новом альбоме коллектива и творчестве.

— Группа «Яхонт» является своеобразным музыкальным брендом Красноярска и Красноярского края. Вы чувствуете из-за этого факта некую ответственность перед своим слушателем? И вообще, как это отражается на вас?

— Конечно, ответственность просто огромная, мы выступаем в различных уголках нашей страны, в том числе и за границей. Куда бы группа «Яхонт» ни приехала, нас знают, везде встречаются земляки из Красноярска или края. Они всегда просят исполнить песни, связанные с их родиной: композицию про Норильск, «Хатангу», «Родные берега» или «Мой Красноярск». Мы выступали и в Кремле. И когда на огромную аудиторию объявляют: «Группа «Яхонт» из Красноярска!», то осознаешь, что своим творчеством представляешь город и целый край. Это накладывает на меня и на всю группу большую ответственность.

— Как происходит сочинение песен в коллективе?

— Бывает, что некоторые песни рождаются долго, к примеру, в течение месяцев идёт творческая работа, а некоторые за несколько минут. У Андрея Иголкина (композитор и музыкант группы «Яхонт». — Прим. ред.) был интересный случай, когда он очень быстро написал песню «Я верю», которую мы исполнили в прошлом году в поддержку бойцов СВО. Она буквально ушла в народ, а на многих наших концертах люди встают со своих мест под неё. Иногда бывают и забавные ошибки. Например, я однажды сочинил песню, а она оказалась неосознанным повтором композиции Стинга. Конечно, пришлось всё переделывать, ведь слушатели назвали бы это плагиатом.

— У многих есть мнение, что именно грустная музыка наиболее популярна в России? А что вы думаете на этот счёт?

— Скажу честно, это удивительным образом необъяснимый музыкальный феномен! В творческом багаже группы «Яхонт» веселых песен не так много, а вот грустных большое количество. Песню «Черный ворон» просят у нас во всех точках мира, где бы мы ни выступали. И видно по зрителям и даже по иностранцам, что эта песня их душевно и эмоционально волнует. Может быть, в основе грустных композиций заложена особая энергетика, которая вступает во взаимодействие со словами. Что касаемо слов, то в «Черном вороне» изначально было около 20 куплетов, а мы выбрали только четыре, которые особо значимы для нас.

— Есть ли внутренняя усталость от исполнения на концертах неизменных хитов коллектива, например, песни «Черный ворон»?

— Усталость, может быть, и есть, но мы артисты и профессионалы. Эта так называемая усталость от песни совершенно не должна нас волновать, так как «Черный ворон» нравится нашим поклонникам и слушателям. И тем более каждый раз мы стараемся исполнять её в различных интерпретациях. Ну и воспроизвести одинаково одну и туже песню просто невозможно, так как мы всегда работаем живьём.

— В активе группы «Яхонт» есть эстрадный альбом, пластинка, которая состоит из военных песен, а последний альбом посвящен Русскому Северу. Про что будет следующий альбом? И какая у него будет концепция?

— Как раз сейчас группа «Яхонт занимается записью нового альбома. На его создание нас подтолкнуло аудиообращение от волонтера, которая работает с нашими бойцами в зоне СВО. Оказалось, что композиции коллектива «Яхонт» помогают в бою, поэтому нас попросили прислать наши песни. Этот факт впечатлил, и мы решили записать целый альбом, который будет посвящен нашим бойцам. Несколько песен мы уже записали, а над другими композициями работа кипит прямо сейчас. Конечно же, есть сложности с финансами – запись стоит денег, но есть люди, которые нам помогают. Кто-то три копейки нам даёт, а кто-то тридцать. Хочу от чистого сердца поблагодарить всех за помощь! Мы всегда на свои деньги выпускали альбомы, вот только с записью «Русского Севера» помогло Министерство культуры Красноярского края.

— Не было желания у коллектива внедрить что-то новое и экспериментальное в своё уже сложившиеся звучание? Например, добавить джаз.

— Что касается джаза, то я его сам играю. Я в 16 лет стал лауреатом всесоюзного фестиваля джаза. У меня даже в конце 80-х, ещё до создания группы «Яхонт», была своя джазовая группа, с которой я выступал на фестивалях. Да, было желание джаз внедрить в творчество коллектива, но сложно найти команду, которой бы эта музыка нравилась, так как джаз очень специфический и его не все могут играть. Мне бы очень хотелось поиграть в этаком джаз-роковом стиле.

— А как поклонники восприняли бы такие метаморфозы коллектива? Были бы готовы к таким изменениям?

— Мне кажется, что мы бы потеряли некоторых поклонниках. Но если все сделать качественно и со вкусом, то это бы восприняли и полюбили.

— Можете назвать самое необычное место, где выступала группа «Яхонт»?

— Самые значимые выступления прошли, конечно же, в Кремле и на Красной площади в Москве. Также у нашего коллектива было множество концертов по всему миру, но сейчас ответом на вопрос в голову приходит небольшой квартирник. С другой страны в Красноярск прилетел человек. Он нашел меня и сказал, что очень хочет послушать группу «Яхонт». Я спрашиваю: «А где?» А он ответил: «Я в Красноярске квартиру снял. Можете приехать?» Так мы и дали на квартире такой интересный акустический концерт. Также запомнилось выступление, когда мы выступали в одной деревушке. На улице народ танцует, все радуются, и даже собаки стали танцевать. Этот забавный момент мне очень запомнился. Также врезаются в память и различные выступления, на которых присутствовали известные люди, когда лестные слова о творчестве группы «Яхонт» говорили президенты различных стран, Зураб Церетели, Константин Бесков, а также Ален Делон. Когда он приезжал в Красноярск, ему очень понравилось творчество группы «Яхонт», и он увёз с собой во Францию около 20 наших дисков, которые потом раздал своим друзьям.

— Есть в Красноярске талантливые артисты или группы, которые вы заприметили?

— Раньше были, а сейчас… Миллионный город… Хотелось бы талантов! Я знаю только троих исполнителей – Виталий Осипов из краевой филармонии, Алексей Орлов и Андрей Луговской. Всё есть в городе, а вот достойных вокалистов очень мало. Почему так происходит? Воспитание идёт уже с юного возраста. Так, на некоторых концертах молодые таланты выступают под фонограмму. Такие дети никогда не вырастут в хороших мастеров.

— Какого исполнителя вы были бы готовы принять в «Яхонт»?

— Я бы с огромным удовольствием принял бы в коллектив талантов, но пока такие не находились… Хотелось бы воспользоваться случаем и объявить что-то вроде кастинга. Если вы хотите попробовать себя в нашем коллективе, то свяжитесь со мной.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА